Некоторые размышления о руководстве в церкви
1. Пресвитер, епископ, пастырь, дьякон –значение слов.
Когда апостолы, особенно Павел, упоминают о пресвитерах, епископах, дьяконах, они обычно говорят о каких-либо деталях. Значение и суть самих этих слов они не раскрывают. Видно, что эти слова сами по себе знакомы и понятны читающим. То есть апостолы не вводят какие-то новые понятия, а пользуются уже существовавшими, известными большинству. Это не специальные термины – названия особых церковных должностей, это слова из обихода людей того времени и той культуры, в которых зарождалась христианская церковь.
Пресвитер
Presbжterow пресвИтерос
старец, старейшина, старший, старик;
В иудейских общинах, особенно в рассеянии, особенное значение имели старейшины — самые пожилые главы поколений (но не всегда), почтенные, благочестивые и уважаемые люди. Они решали основные вопросы, касающиеся жизни всей общины, в том числе рассматривали споры между иудеями.
Старейшины были у греков, у римлян и у прочих народов. Когда Павел писал о старейшинах — христианам того времени не нужно было особых объяснений.
Епископ
¤pЫ-skopow эпИскопос
1) надзиратель, смотритель, страж;
2) хранитель, блюститель;
3) наблюдатель;
4) разведчик, соглядатай.
Происходит от ¤pi-skopЎv эпископЭо
1) досл. смотреть, взирать, созерцать, перен. рассматривать, исследовать
2) производить осмотр, осматривать;
3) посещать, навещать /как только кто-л. заболевал, (Кир) навещал (его) /
4) смотреть (за чем-л.), наблюдать, блюсти, хранить, охранять.
Самый точный и дословный перевод слова епископ — это надзиратель (от зреть — смотреть). Наиболее точный смысловой перевод - блюститель. Также, родственные значения: смотреть за больным, присматривать за ребенком, досматривать стариков.
Пастырь
poim®n пимИн
1) пастух;
2) перен. пастырь, предводитель, вождь;
3) руководитель, наставник.
Диакон
di‹konow диАконос
слуга, служитель
В синагогах были специальные люди – служители, они выполняли определенные функции – например подавали свитки Торы читающему, следили за горением Миноры или просто убирали в помещении.
В Новозаветных писания слово служитель употребляется в нескольких смыслах: в широком смысле все христиане являются служителями. В узком смысле служитель, это человек, осуществляющий определенную функцию в церкви.
Условно: старейшины-блюстители-пастыри заботятся о духовном состоянии церкви – трудятся в слове и учении; дьяконы-служители заботятся о физическом состоянии – пища, помещение и т.д.
2. В контексте Новозаветных посланий - пастырь, пресвитер и епископ - одно и то же лицо.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров presbuterov, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо ! епископ episkopov должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
(К Титу 1:5-11)
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров presbuterov церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
(Деян.20:17,18)
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил (!) вас блюстителями episkopov, пасти poimainw Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян.20:28)
1 Пастырей presbuterov ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите poimainw Божие стадо, какое у вас, надзирая episkopew за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
(1Пет.5:1-4)
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю poimЎna и Блюстителю ¤pЫskopon душ ваших.
(1-е Петра 2:25)
Единоличный глава поместной церкви???
Нет ни одного места в писании, которое говорит о единоличном руководителе (пресвитере, епископе или пастыре) поместной церкви, кроме повествования о Диотрефе, любящем первенствовать!!!
Если допустить, что в какой-либо из церквей был единоличный глава — пастырь, пресвитер, епископ, президент, архимандрит и т.д., то представляется очень странным, что апостолы, обращаясь с посланием к церкви, полностью игнорируют такого человека, не упоминая его ни в приветствии к церкви в начале письма, ни в личных приветствиях в конце письма.
При этом достаточно много мест, подтверждающих множественность пресвитеров (епископов) в церкви.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
(Деяния 15:6)
18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры.
(Деяния 21:18)
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
(К Филиппийцам 1:1)
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
(Деяния 20:17)
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви...
(Иакова 5:14)
Нет ни одного места в Новозаветных писаниях, оправдывающего сложившуюся в наше время традиционную систему церковной иерархии с единоличным лидером во главе. Мы должны признать, что данная система заимствована из мира и является чуждой для церкви Божьей. При этом, очевидно, что авторитарно-иерархическая система управления, а также разнообразные системы мотивации и выработки лояльности, эффективно работающие в мирских организациях и учреждениях, также внешне эффективно могут работать и в церкви. Но церковь это не организация, и ее жизнь невозможно оценивать мирскими показателями: порядок, дисциплина, финансовая эффективность.
Церковь – это тело Христа, в котором каждый член может и должен подчиниться непосредственно Главе – Иисусу Христу. Церковь – живой, прекрасный, чудный организм. Все механическое, даже если оно эффективно работает, для церкви чуждо. В результате использования эффективной системы человеческого управления церковь и каждый ее член в отдельности перестают нуждаться в водительстве Святого Духа. Такую церковь ведет уже не Святой Дух, а лидеры – которые являются пусть даже очень выдающимися, но все же людьми. Это не угодно Господу и приводит к плачевным последствиям. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно исследовать историю и эволюцию крупных деноминаций.
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.
(Иеремия 17:5-8)
Очень интересная ситуация описана в 8 главе «1 Книги Царств». Народ Божий, глядя на структуру власти у прочих народов, пожелал скопировать такую систему управления, рассчитывая, что это принесет безопасность и устройство в их жизнь.
4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму,
5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;
9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
(1Цар.8:4-9)
Это очень поучительное повествование, полное прообразов для нас - духовных израильтян. Как тогда, так и сейчас, народ Божий постоянно пытается воспринять законы и механизмы, эффективно работающие в мире. Достаточно понаблюдать за историей крупных деноминационных структур в протестантизме, и мы увидим, как изменяются система и механизмы управления в церкви, вслед за переменами, происходящими в мирских структурах власти. Если в советское время мы видим в церкви союзы, советы, председателей и т.д., то в наше время появляются модные термины: движения, ассоциации, президенты и т.д. и т.п. Просто поразительно, как христиане - управленцы, сами того не подозревая, копируют не только структуру, но даже регламент и формат организационных мероприятий, а также форму одежды и манеру поведения мирских боссов.
16 Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими:
17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя.
18 И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила.
19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя.
20 И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим
21 и не обращайтесь вслед ничтожных [богов], которые не принесут пользы и не избавят; ибо они - ничто;
22 Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим;
23 и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой;
24 только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами;
25 если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете.
(1Цар.12:16-25)
В вышеприведенном отрывке содержится ответ на очень важный вопрос: «Хорошо, если Господу не угодны единоличные лидеры, почему многие церкви с такими лидерами во главе растут, умножаются и переживают великое Божье благословение?»
Просто удивительно, как Господь отреагировал на желание Своего непокорного народа иметь царя, « чтобы было все, как у людей». Милостивый и долготерпеливый Бог не только позволяет израильтянам иметь человека - царя. Господь готов даже и в этом случае благословить Свой народ, только бы он вместе со своим царем не отступал от Господа и служил Ему всем сердцем. И мы знаем, что когда во главе Израиля или Иуды становился благочестивый царь – Бог обильно благословлял и царя и народ.
Размышляя о вопросах управления в церкви, очень не хотелось бы обидеть многих благословенных Господом, искренних и верных братьев: пастырей, пресвитеров, епископов (старших, начальствующих и т.д.), президентов, лидеров – единоличных руководителей церквей или объединений . Все мы знаем и любим Давида – искреннего и верного мужа Божьего. Но после Давида пришел Соломон, а после Соломона Ровоам и Иеровоам – и тут проблема стала очевидной. Сама система человеческого царствования показала свой чудовищный порок.
5 Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей.
6 Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня.
7 И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге.
8 Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица; полевые звери будут терзать их.
9 Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя.
10 Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: "дай нам царя и начальников"?
11 И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем.
(Осия 13:5-11)
Человек несовершенен, он может упасть или уклониться. Только Господь не лжет и не ошибается, только Он способен нести тяжесть царской короны и не упасть.
Только прямое подчинение каждого подданного своему Небесному Царю без всяких посредников ( будь то люди или ангелы) может сделать церковь совершенной. Иисус хочет Сам царствовать в Своей церкви и в каждом сердце, и пока этого не случится, Господь не будет вполне удовлетворен. Несмотря на все временное несовершенство, мы должны знать совершенную волю нашего Небесного Отца и стремиться исполнить ее в своей жизни.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
(Рим.8:14)
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
(Еф.4:4-6)
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
(Иоан.10:11-16)